
Р.Г. Дана
Два года на палубе
|
Новое судно и новые люди
Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...
ПОГРУЗКА ПЕРЕД ОБРАТНЫМ РЕЙСОМ
Но
на все это было одно утешение: «Ничего, мы все-таки идем домой!» Действительно,
мы были бы вполне довольны судьбой, если бы не предстоящее плавание вокруг
Горна в глухую зимнюю пору. Ведь мы должны были подойти к мысу через два
месяца, как раз в середине июля, самого худого для тех мест времени года, когда
солнце встает в девять и заходит в три, при постоянных снегопадах, ливнях и
штормовых ветрах.
Все это нам предстояло
испытать на судне с уменьшенной вдвое командой, да еще столь тяжело нагруженном,
что каждая высокая волна заливала его от полубака до юта. По пути в Калифорнию
«Элерт» прошел Горн в феврале, то есть в середине лета; «Пилигрим» — в конце
октября, и то нам изрядно досталось. Среди нас был только один матрос, который
огибал мыс Горн зимой, да к тому же на китобое, который сидел в воде не так
глубоко как «Элерт». Он рассказывал, что двадцать дней подряд стояла
убийственная погода и дважды с палубы все начисто смывало. А совсем недавно
фрегат «Брэндивайн» огибал Горн шестьдесят дней и потерял при этом несколько
шлюпок. Подобные рассказы обескураживали нас, но все равно мыс надо
было еще пройти, и все мы надеялись на лупку. Находясь на подвахте, мы
перебирали и чинили свею одежду, приготавливаясь к дурной погоде. Каждый сшил
себе костюм из проолифенной парусины, который был вдобавок тщательно просмолен,
а сапоги пропитал смесью из растопленного сала и дегтя и вывеем
просушку. Так мы использовали хорошую погоду, готовя» к тому времени, когда
Тихий океан покажет нам еии другое лицо. По утрам наш кубрик был похож на
маситскую, где работает «Джек — мастер на все руки, к с полным
основанием можно назвать матроса. Здесь чинили и штопали толстые чулки и
подштанники; со сундучков извлекали и латали рукавицы; шили
шарф." и наушники; старые фланелевые рубахи разрезали на иуск::. чтобы
утеплить куртки;
И только одно не
поддавалось исправлению никакмче средствами, я говорю о течи в носовом
кубрике, имс чего он становился малопригодным для жилья в дрт погоду, ибо
половина коек тогда промокала насквозь. Дело в том, что во время
долгого плавания корпус даже самого прочного и водонепроницаемого судна от
постоянной нагрузки в носовой части начинает давать течь \ основания бушприта
и битенгов, и вода непременно помалае в кубрик. Но вдобавок к этому у нас была
еще совершение необъяснимая течь справа от форштевня около кат-балки, которая
изгнала нас из носовых коек этого борта, а ко/ла судно шло правым галсом, то
нельзя было спать вообще ни на одной из коек. Получилось так, что на судне, которое
во всех других отношениях считалось абсолют. «сухим» и доставило свой
груз в Бостон в идеальном состоянии, несмотря на все наши
усилия, в носовом кубрике оставалось только три сухих койки на семерых.
Но все трудности были еще
впереди. А пока мы наслаждались прекрасной погодой, принесенной
северо-восточным иссатом, в который вошли на второй день после выхода и
Сан-Диего.
Воскресенье, 15 мая. За неделю мы достигли 14° 56' северной широты и 116°
14' западной долготы, пройдя, но счислению, более тысячи трехсот миль. От
самого Сан-Диего нам благоприятствовал попутный ветер, и мы несли все лисели и
бом-брамсели. Капитан в первый же день показал, что не склонен шутить и
заставит судно нее ги всю парусину, какую только можно, дабы возместить потерю
хода от перегрузки. Таким образом мы часто покрывали за сутки по три градуса
широты и еще проделывали некоторый путь по долготе. Дни проходили в обычно!!
матросской работе. Надо было обтягивать стоячий такелаж, ослабевший за
длительную стоянку в порту, поставить дополнительные стень-фордуны, лисель-спирты
па грота-рее, подготовить бом-брамсели и лисели для постановки при слабых
ветрах, заменить часть бегучего такелажа новым, а также готовить новые паруса
для Горна. Как я уже говорил, по утрам в свободное время мы занимались своими
делами, а ночные вахты проводили, как всегда, или на руле, или на баке
впередсмотрящим, а го и просто подремывали, устроившись на какой-нибудь бухте
каната под защитой фальшборта. Я предпочитал прогуливаться в одиночестве по
палубе. Каждая попутная волна приближала нас к дому, а полуденные обсервации
свидетельствовали о таком продвижении вперед, что при заданном ходе мы могли бы
надеяться войти в бостонскую гавань раньше, чем через пять месяцев. Хорошая
погода, крепкий попутный ветер и, главное, курс на родной порт — вот самое
приятное, что только может быть в морской жизни. В такое время у всех
превосходное настроение, все идет как по маслу, и всякую работу исполняют
охотно.
|