Р.Г. Дана
Два года на палубе

Новое судно и новые люди

Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...

МРАЧНЫЕ ПРЕДВЕСТИЯ

Понедельник, 4  июля.  В  Бостоне сегодня  празднуют.

Великое ликование во всех уголках нашего отечества! Дамы ; которые не поехали в Нэхэнт подышать свежим воздухом и полюбоваться океаном) разгуливают с зонтиками по ули­цам, где прохаживаются щеголи в белых панталонах и шел­ковых чулках. Сколько съедается в этот день одного моро-леного и какое количество льда привозят в город издалека, чтобы продать его и кусками, и вразвес! Самый крошечный кз всех наблюдаемых ледяных островов мог бы обогатить бедного Джека-матроса, окажись он с ним в Бостоне. Нам, увы, было не до веселья. Только успевали поворачи­ваться, чтобы не замерзнуть самим и не давать обледенеть судну. Однако все помнили о празднике, и каждый, кто в шутку, кто всерьез, загадывал какое-нибудь желание. Со.шце светило ярко только в середине дня, да и то часто скрывалось за бешено мчавшимися по небу черными туча­ми. В полдень мы уже были на 54° 21' ю. ш. и на 85° 05' з. д., так что значительно продвинулись к осту, хотя и потеряли несколько по широте из-за противного ветра. В светлое время, то есть между девятью утра и тремя часами дня, можно было насчитать вокруг нас тридцать четыре ледяных острова самой разной величины; иные казались не более корпуса судна, а другие столь же огромны, как и первый увиденный нами. По мере продвижения судна эти острова становились меньше, зато многочисленнее, а на закате впе­редсмотрящий заметил с марса к юго-востоку от «Элерта» большие полосы плавучего льда, называемые «ледяными полями». Они намного опаснее, чем крупные ледяные остро­ва, так как последние хорошо видны на большом расстоянии и можно вовремя отвернуть от них. Ледяные поля покры­вают поверхность океана на сотни миль; их составляют большие и мелкие, плоские и ломаные льдины, среди кото­рых то тут, то там попадаются целые острова величиной с добрый корпус судна, с которыми очень трудно разминуть­ся. Находясь среди ледяных полей, приходится быть по­стоянно настороже, так как льдины могут в любую минуту пробить борт, и, случись это с нами, мы встретили бы свою смерть, ибо никакая шлюпка (даже если бы нам и удалось ее спустить на воду) не в состоянии долго продержаться при таком море, не говоря уже о том, что человек не сможет выжить на столь утлой посудине среди ледяного океана. В довершение всех бед, сразу после заката ветер перешел на чистый ост и превратился в противный шторм с градом, снежной крупой и плотным туманом, так что видимость упала до половины корпуса судна. Наша надежда на пре­обладающие штормы от юго-западной четверти была поте­ряна, и теперь, находясь в семистах милях от Горна. м_. вынуждены были бороться со встречным штормом среди окружающих нас льдов и в таком густом тумане, что ъ мечали льдины только тогда, когда они оказывались у па. почти под форштевнем. В четыре часа пополудни (уже со­всем   стемнело)   среди   жесточайшего   шквала   с   фалоч и дождем команду вызвали наверх убирать паруса. На се;-. раз   мы   успели   облачиться   в   полную   «оснастау   мыл Горн» — высокие сапоги, зюйдвестки, теплые штаны ч к>п;-ки, а кое-кто натянул поверх всего этого и клеенчатые костюмы.  Хотя на палубе мы надели рукавицы,  по при подъеме на мачты их приходилось снимать и работать I о.тк-ми руками, так как мокрые рукавицы  быстро об/к-, гне­вают — и   тогда   ухватиться   за   что-нибудь   невозможна, а упасть за борт — очень просто, от этого наши пальцы дз и лица были иссечены градинами. На судне все обледенело — корпус, рангоут и такелаж. Ценой невероятных усилии нам удавалось койлать снасти, не говоря уж о том. чюбы вязать узлы. Парусина тоже заледенела. Мы по очереди, по одному   зараз,   закатали   нижние   паруса,   крюйс-марсель и фор-стеньги-стаксель, после чего на фор- и грот-^арееле взяли все рифы. Судно легло в дрейф под одним фоком, грот был взят на гитовы, но в любую минуту он мог быть постав­лен, если бы пришлось срочно выходить на ветер, избегая встречи с каким-нибудь айсбергом. Ночь прошла в тягост­ном ожидании. Не ослабевая дул жестокий ветер с дождем, градом и снегом. К тому же туман облепил нас, как пажн. а вокруг был почти сплошной лед. Капитан всю ночь не схо­дил вниз и держал кока на камбузе, чтобы тот каждые два часа готовил ему кофе. Кое-что перепадало и помощникам, но команда не получила ничего. Капитан отсыпается гадь день, а ночью выходит на ют, когда ему вздумается. Е каюте он пьет бренди, а на палубе кофе. Зато Джек-матрос до умо­помрачения работает и денно и нощно по шею в холодной воде, и ему нечем согреться. По контракту на судне не я;' фе-шается употреблять спиртное, и, конечно же, как и на про­чих судах, все трезвенники сосредоточивались в кубрике.