
Р.Г. Дана
Два года на палубе
|
Новое судно и новые люди
Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...
МРАЧНЫЕ ПРЕДВЕСТИЯ
Понедельник, 4 июля. В Бостоне сегодня празднуют.
Великое ликование во всех
уголках нашего отечества! Дамы ; которые не поехали в Нэхэнт подышать свежим
воздухом и полюбоваться океаном) разгуливают с зонтиками по улицам, где
прохаживаются щеголи в белых панталонах и шелковых чулках. Сколько съедается в
этот день одного моро-леного и какое количество льда привозят в город издалека,
чтобы продать его и кусками, и вразвес! Самый крошечный кз всех наблюдаемых
ледяных островов мог бы обогатить бедного Джека-матроса, окажись он с ним в
Бостоне. Нам, увы, было не до веселья. Только успевали поворачиваться, чтобы
не замерзнуть самим и не давать обледенеть судну. Однако все помнили о
празднике, и каждый, кто в шутку, кто всерьез, загадывал какое-нибудь желание.
Со.шце светило ярко только в середине дня, да и то часто скрывалось за бешено
мчавшимися по небу черными тучами. В полдень мы уже были на 54° 21' ю.
ш. и на 85° 05' з. д., так что значительно продвинулись к осту, хотя и потеряли
несколько по широте из-за противного ветра. В светлое время, то есть между
девятью утра и тремя часами дня, можно было насчитать вокруг нас тридцать
четыре ледяных острова самой разной величины; иные казались не более корпуса
судна, а другие столь же огромны, как и первый увиденный нами. По мере
продвижения судна эти острова становились меньше, зато многочисленнее, а на
закате впередсмотрящий заметил с марса к юго-востоку от «Элерта» большие
полосы плавучего льда, называемые «ледяными полями». Они намного опаснее, чем
крупные ледяные острова, так как последние хорошо видны на большом расстоянии
и можно вовремя отвернуть от них. Ледяные поля покрывают поверхность океана на
сотни миль; их составляют большие и мелкие, плоские и ломаные льдины, среди
которых то тут, то там попадаются целые острова величиной с добрый корпус
судна, с которыми очень трудно разминуться. Находясь среди ледяных полей,
приходится быть постоянно настороже, так как льдины могут в любую минуту
пробить борт, и, случись это с нами, мы встретили бы свою смерть, ибо никакая
шлюпка (даже если бы нам и удалось ее спустить на воду) не в состоянии долго
продержаться при таком море, не говоря уже о том, что человек не сможет выжить
на столь утлой посудине среди ледяного океана. В довершение всех бед, сразу
после заката ветер перешел на чистый ост и превратился в противный шторм с
градом, снежной крупой и плотным туманом, так что видимость упала до половины
корпуса судна. Наша надежда на преобладающие штормы от юго-западной четверти
была потеряна, и теперь, находясь в семистах милях от Горна. м_. вынуждены
были бороться со встречным штормом среди окружающих нас льдов и в таком густом
тумане, что ъ мечали льдины только тогда, когда они оказывались у па. почти под
форштевнем. В четыре часа пополудни (уже совсем стемнело) среди
жесточайшего шквала с фалоч и дождем команду вызвали наверх убирать
паруса. На се;-. раз мы успели облачиться в полную «оснастау мыл
Горн» — высокие сапоги, зюйдвестки, теплые штаны ч к>п;-ки, а кое-кто
натянул поверх всего этого и клеенчатые костюмы. Хотя на палубе мы надели
рукавицы, по при подъеме на мачты их приходилось снимать и работать I
о.тк-ми руками, так как мокрые рукавицы быстро об/к-, гневают — и тогда
ухватиться за что-нибудь невозможна, а упасть за борт — очень просто, от
этого наши пальцы дз и лица были иссечены градинами. На судне все обледенело —
корпус, рангоут и такелаж. Ценой невероятных усилии нам удавалось койлать
снасти, не говоря уж о том. чюбы вязать узлы. Парусина тоже заледенела. Мы по
очереди, по одному зараз, закатали нижние паруса, крюйс-марсель и
фор-стеньги-стаксель, после чего на фор- и грот-^арееле взяли все рифы. Судно легло
в дрейф под одним фоком, грот был взят на гитовы, но в любую минуту он мог быть
поставлен, если бы пришлось срочно выходить на ветер, избегая встречи с
каким-нибудь айсбергом. Ночь прошла в тягостном ожидании. Не ослабевая дул
жестокий ветер с дождем, градом и снегом. К тому же туман облепил нас, как
пажн. а вокруг был почти сплошной лед. Капитан всю ночь не сходил вниз и
держал кока на камбузе, чтобы тот каждые два часа готовил ему кофе. Кое-что
перепадало и помощникам, но команда не получила ничего. Капитан отсыпается гадь
день, а ночью выходит на ют, когда ему вздумается. Е каюте он пьет бренди, а на
палубе кофе. Зато Джек-матрос до умопомрачения работает и денно и нощно по шею
в холодной воде, и ему нечем согреться. По контракту на судне не я;' фе-шается
употреблять спиртное, и, конечно же, как и на прочих судах, все трезвенники
сосредоточивались в кубрике.
|