
Р.Г. Дана
Два года на палубе
|
Новое судно и новые люди
Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...
СЛУХИ О ВОЙНЕ
Людей, карабкавшихся
по вантам, буквально вдавливало в них, а на реях стало совершенно невозможно
повернуться лицом к ветру. И все же нас не секло дождем со снегом среди
леденящей душу темноты, как это бывает у Горна, и вместо задубевших от соли
штормовок, зюйдвесток и грубых сапог на нас были куртки, парусиновые штаны и
легкие башмаки. А это немало для матроса. Только мы спустились на палубу, как
рулевой пробил восемь склянок (четыре часа утра), и раздалась команда: «Вахту
правого борта наверх!» Однако нам-таки не удалось сойти вниз. Шторм достиг
наивысшей силы, ветер резал лицо, словно ножом. Капитан был все время на
палубе. Почти незагруженное судно то валилось с одного борта на другой, то
ныряло вниз, будто стараясь стряхнуть с себя мачты. В парусах зияли
огромные дыры. Сравнительно новый, глухо зарифленный крюйс-марсель
разорвался прямо посередине пуза сверху донизу. Подобранный к рею фор-марсель
в один миг изодрало в клочья. Лопнул один из цепных ватер-штагов; мартин-штаг
развернуло под ветер, переломился блинда-рей; лопнула одна из вантин. В довершение
всего сорвало и отнесло к подветренному борту камбуз, начал «ходить»
подветренный якорь, который тяжело ударял в борт. Таким образом, работы хватило
на полдня для всей команды. Те, кто всегда работал на бизани, влезли на
крюйс-марса-рей и после получаса тяжелой работы свернули парус, хотя его пузо
вздувалось над нашими головами, затем резким порывом ветра его все-таки
вырвало и со страшной силой завернуло под рей, едва не стряхнув нас с пертов.
Оказавшись на палубе, мы
увидели, что остальная команда только что спустилась с фок-мачты, свернув
изодранный марсель, который был скорее просто обмотан вокруг рея, и он стал
похож на забинтованную руку. Теперь у нас оставалась только контр-бизань да еще
державшийся под всеми рифами грот-марсель. Но даже это было слишком много, и
нам приказали убрать и бизань. Парус был взят на гитовы, матросы полезли на
гафель, чтобы вязать сезни, но ничего не могли поделать. Второй помощник
обругал их «шайкой отирал» и послал двух лучших матросов, однако не справились
и те, так что гафель пришлось спустить вниз. Вся команда была теперь при деле:
обтягивали подветренный такелаж, поднимали блинда-рей, найтовили камбуз и
заводили тали за мартин-гик, чтобы выбрать его на ветер. Наша вахта левого
борта работала на носу, а я помогал устанавливать мартин-гик и вместе с тремя
другими матросами более получаса висел за бортом на оттяжках. Несколько раз мы
с головой погружались в волны, пока старший помощник не приказал нам лезть
обратно на палубу, опасаясь, что нас смоет. Затем надо было взять якоря на
рустов, и это целый час продержало всю команду на баке, где беспрепятственно
гуляли волны и вообще у подветренных шпигатов воды было по пояс.
Мы уже подумывали, что
неплохо бы получить завтрак, поскольку время подходило к девяти часам, но тут
стало ясно, что грот-марсель тоже долго не продержится. Одному судну все же
необходимо нести хоть какие-нибудь паруса, и капитан тут же приказал поднять
фор- и грот-трисели (это были совершенно новые штормовые паруса, сшитые из
прочнейшей парусины), оставив грот-марсель на милость ветра. Мы поставили
трисели, тщательно привязав их крепкими ревантами и бензелями. К этому времени
о грот-марселе можно было говорить только в прошедшем времени, и мы полезли на
грот, чтобы собрать остатки парусины из той, что была на мачтах всего сутки
назад. Сохранились только трисели. Учитывая их прочность, малые размеры, а
также то, что они стояли невысоко, можно было надеяться, что они уцелеют.
Было уже одиннадцать
часов, и вахту отправили вниз завтракать, а в восемь склянок (полдень),
поскольку все было на местах, на палубе оставили одну вахту, а «бездельники»
(плотник, стюард и кок) вместе с подвахтенными отправлены вниз, хотя шторм и не
думал утихать. Три дня и три ночи стихия бушевала с яростной силой. Ветер не
ослабевал ни на мгновение. Незагруженное судно клало на борт так, что нок
фока-рея едва не касался воды. Все это время на небе не появлялось ни единого
облачка, хотя бы величиной с ладонь. Каждое утро из моря вставало ослепительно
яркое солнце, а вечером оно опускалось за горизонт в потоках собственного
света, а через час-другой на потемневшем небосклоне одна за одной начинали
ярко, словно .в морозную ночь, мерцать звезды. А море меж тем катило свои валы,
увенчанные пенными гребнями, катило, насколько достигал глаз, ибо мы
находились в открытом море за многие лиги от берега.
Благодаря тому, что
твиндеки были свободны, некоторые из нас спали там в подвесных койках, лучше
которых нет ничего на свете во время шторма, ибо они являют собой не обычные, а
особые «кровати»,
|