
Р.Г. Дана
Два года на палубе
|
Новое судно и новые люди
Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...
НОВЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
тощее, ограбленное
ненасытным ветром». В действительности это совсем не так. Если на возвратном
пути с судном ничего не случилось и не стоят зимние холода, когда затруднена
работа на мачтах, его всегда приводят к концу рейса в образцовый порядок. И
наоборот, в день отплытия такелаж на судне обычно не обтянут, мачты
нуждаются в подкреплении, палуба и борта остаются грязными, как во
время погрузки. При возвращении прекрасная погода в тропиках позволяет навести
безукоризненную чистоту. Ни одно торговое судно не может сравниться по
своему внешнему виду с судном, возвращающимся из Ост-Индии или из-за мыса
Горн. Репутация капитанов и старших помощников зависит от того, как выглядит
их судно при входе в родной порт. Поэтому весь наш стоячий такелаж был обтянут
втугую и просмолен, после чего началось «скобление» всего судна, включая мачты,
реи и выстрелы. За борт спустили беседку, и мы скоблили
корпус до самой воды, обдирая попутно ржавчину с цепей и болтов.
Два дня при спокойной погоде у экватора ушли на то, чтобы
произвести наружную покраску. При этом по бортам были наведены
порты, на корме с особой тщательностью отделаны резные украшения, изображавшие
Нептуна на колеснице с трезубцем в руке, влекомого морскими конями, а
также-восстановлена позолота у рога изобилия, служившего носовым украшением.
Затем было покрашено все, от клотиков до ватервейсов: реи — черной краской,
марсы и топы мачт — белой; ютовые поручни — черной, белой и желтой; фальшборт —
зеленой; планширь — белой; ватервейсы — свинцовой и т. д. Якоря, рым-болты и
все оковки были зачернены угольной смолой, а стюарда поставили драить медь на
штурвале, шпиле, колоколе и пр. Каюту также отскребли и выкрасили, но на кубрик
краску тратить не стали — Джек-матрос и так прекрасно обходится. После
этого наступила очередь палубы, которую даже покрыли лаком. Одновременно за
борт полетел весь хлам, в том- числе старые смоляные бочки, которые в одну из
темных ночей подожгли и сбросили в воду. Они пылали у нас за кормой, освещая
океан на несколько миль вокруг. Добавьте ко всему этому еще и такелажные
работы: выделку кнопов, голландских огонов, сплесней, бензелей, обшивок и оплеток,
которые должны были свидетельствовать о безукоризненном порядке на борту. И
наконец, самые последние приготовления заключались в подвешивании якорей за
бортом, извлечении на палубу швартовов и осмотре диплота.
Четверг, 15 сентября. Утром температура воздуха и совершенно иной вид,
который приняла поверхность воды, обилие на ней плавающих водорослей и гряда
облаков прямо по курсу свидетельствовали, что мы подошли к границе
Гольфстрима. Это замечательное течение, пересекающее в северо-восточном
направлении почти весь Атлантический океан, всегда собирает над собой плотный
слой облаков и является областью постоянных штормов. Нередко суда, идущие в
этой части океана под всеми парусами при легком ветре и ясном небе, совершенно
неожиданно попадают в сильное волнение при сплошной облачности. Один матрос
рассказывал мне, как однажды во время рейса из Гибралтара в Бостон его судно
подходило к Гольфстриму при совершенно ясной погоде с легким попутным ветром,
неся верхние и нижние лисели. Неожиданно они увидели впереди по курсу длинную
гряду тяжелых черных туч, которые, казалось, лежали на самой воде. И из этой
пелены появилось судно под глухо зарифленными марселями, со спущенными
бом-брам-реями. Они тоже начали убирать один парус за другим, пока не уменьшили
парусность до такого же состояния. После двенадцати — четырнадцати часов
болтанки в бурном море их судно вышло из этой штормовой полосы и снова пошло с
бом-брамселями и трюмселями под безоблачным небом. По мере нашего
приближения к Гольфстриму небо заволакивалось тучами, волнение усиливалось,
появились все признаки надвигающегося шторма. Хотя ветер был только
крепким, но дул он от норд-оста против течения, образуя отвратительную короткую
зыбь, на которой судно сильно бросало, так что нам пришлось спустить
бом-брам-реи и убрать верхние паруса. Термометр, регулярно опускавшийся в
воду, показал в полдень семьдесят градусов*, то есть ее температура
была значительно выше температуры воздуха, что всегда бывает на самой середине
Гольфстрима. Работавший на бом-брам-стеньге юнга спустился на палубу весь
бледный и сказал, что от тошноты совсем не может оставаться на мачте, но ему
стыдно говорить об этом вахтенному помощнику. Он попытался еще раз влезть
наверх, но так и не смог работать, потому что чувствовал себя не лучше
«дамы из пассажирской каюты». По его словам, в других рейсах он
никогда прежде не страдал морской болезнью. Один из старых матросов, стоявший
на брам-рее, рассказывал потом, что ему все время было не по себе, и он с
радостью спустился, когда закончил свое дело.
|