
Р.Г. Дана
Два года на палубе
|
Новое судно и новые люди
Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...
ПРИБЛИЖАЕМСЯ К ДОМУ
большие усилия, держит руль на ветер. На нос обрушиваются пронизывающие
потоки дождя, но никто не на девает ни курток, ни зюйдвесток — дождевая вода
тешаи. и матросов ничуть не заботит, что они промокнут. Как только шквал
ослабевает, хотя непосвященному и будет казаться, что ветер ревет с прежней
силой, раздается команде:
Привести обратно на курс!
Есть привести на курс,
сэр!
Пошел брам-реи!
Ставить бом-кливер!
И не успело еще судно
выйти из шквала, как оно опян бежит под всеми парусами. Снова появляется
солнце, оно припекает пуще прежнего. Палуба и одежда на матросах уже сухие.
Крышки с люков сняты, старый парус сневз расстелен на палубе, снова
поскрипывает крутильная машинка. Капитан спускается вниз, и ничто уже не напоминает
о том, как недавно бушевала стихия.
Подобные шквалы, равно как
и мертвые штили, которые длятся по нескольку часов и даже дней, весьма характерны
для тропиков Атлантики. Поскольку всю комши целыми днями держали на
палубе, вахте разрешалось спать по ночам, исключая рулевого и впередсмотрящего.
Правда, формального позволения на это никто не давал, просто смотрели на такое
нарушение дисциплины сквозь пальцы. Мы, конечно, старались наилучшим для себя
образом использовать такую поблажку и расползались по самым разным углам,
укрываясь под наветренным фальшбортом, за шпилем и в прочих закоулках
поуютней. Возможность отдохнуть сверх положенного пришлась очень кстати, иоо
при работе всей командой мы могли находиться в кубрике всего четыре часа в
течение полутора суток, и поэтому мм не пренебрегали ни одним часом сна. Нашей
вахте случаюсь спать даже в такие ночи, когда хлестал настоящий лииень. Часто
при мертвом штиле, сопровождавшемся не сильным, но затяжным дождем, мы, чтобы
не лишаться сна, укладывались на бухту троса и, накрывшись курткой, спали
крепче. чем голландец под своими перинами.
В течение недели или
десяти дней после пересечения экватора происходило непрерывное чередование
штилей, шквалов, попутных и противных ветров. Не успевало судно привестись
круто к ветру, как через час поднимался легкий попутный ветер, и мы снова
ставили лисели по обоим бортам. Так продолжалось
до воскресенья, 28
августа, когда на 12° северной широты
мы вошли в северо-восточный пассат. Уже за двое суток доэтого в небе появились
пассатные облака, и с часу на час мы ожидали, что окажемся под ними. К полудню
легкий южный ветер сменился порывистым от норд-оста, «ставившим нас убрать
лисели и перебрасопиться. А уже через два часа мы лихо неслись вперед по
волнам, вздымая фонтаны брызг под крепким норд-остом. В основном нам пришлось
идти круто к ветру, чтобы держать курс норд-норд-вест, но иногда ветер отходил
немного к осту, и можно было рискнуть, поставив грот-брам-лисель, благодаря
чему мы значительно продвинулись к северу.
Воскресенье, 4
сентября. Потеряли пассат на 22° северной
широты и 51° западной долготы, то есть у самого тропика Рака.
Несколько дней мы
болтались в так называемых «конских широтах», подвергаясь воздействию
всевозможной погоды и ветров, а так как мы были на широте Вест-Индии, то
пережили и грозы. К тому же сентябрь — месяц ураганов, а мы как раз «повторяли»
путь ужасного урагана, который обрушился на Северную Атлантику в 1830 году.
В первую же ночь, после
того как мы вышли из пассата (это было на широте Кубы), разразилась настоящая
тропическая гроза. С вечера дул легкий попутный ветер, который к полуночи
совсем стих и сменился мертвым штилем. Тяжелая черная туча заволокла все небо.
Когда к полуночи наша вахта вышла на палубу, вокруг было темно, как в Эребе. Мы
убрали все лисели и бом-брамсели, хотя не ощущалось ни малейшего дуновения
ветра. Замершие паруса грузно свисали с реев. Недвижимость всего окружающего и
почти осязаемая чернота страшили неизвестностью. Никто не произносил ни слова,
но все словно ждали чего-то. На баке появился старший помощник и тихо, почти
шепотом, приказал убрать кливер, за которым так же, почти беззвучно,
последовали фор- и крюйс-брамсе-ли. Судно оставалось недвижимым, и долгое
ожидание вызывало в теле почти физическую боль.
|