
Р.Г. Дана
Два года на палубе
|
Новое судно и новые люди
Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...
ВПЕРЕД,
НА СЕВЕР!
На торговых судах капитан
отдает все распоряжения через старшего помощника, предоставляя ему следить зп
л:, исполнением. Это настолько прочно укоренившийся обычаи, что он сделался
почти законом, и ни один благоразумный капитан не нарушает его, если, конечно,
старший помощник знает свое дело. Однако в противном случае капитану приходится
следить за работами самому. Ничего подобного нельзя было сказать про нашего старшего
помощника.
В понедельник утром
капитан распорядился выровнять фор-стеньгу по отвесу, и старший помощник пошел
заниматься этим делом. Матросы заложили талкал штаги, полезли наверх с
бензелями, набивали одни снасти и ослабляли другие, а сам он, всецело погрузившись
в работу, стоял между недгедсами и следил за мачтой. Неожиданно на баке
появился капитан и принялся также командовать. Это произвело некоторое
замешательство; старший помощник, покинув свое место, подошел к капитану и
сказал:
— Если вы явились на бак,
сэр, я иду на корму. Здесь достаточно одного из нас.
Это вызвало ответную
реплику, на которую последовало яростное возражение. Слово за слово, и дело
дошло до т «I о. что оба они сжали кулаки и вообще все это
грозило большими неприятностями.
Я хозяин на этом судне.
Да, сэр. А я старший
помощник и знаю свое место: Оно на баке, так же как ваше — на юте.
Мое место там, где я
захочу! Я командую всем судном, а вы только старший помощник, да и то лишь
п"ка мне это удобно!
Одно слово, капитан
Томпсон, и со мной покончено! Я прекрасно справлюсь с обязанностями матроса.
Ведь я не влезал на ют через иллюминатор!
И так далее в подобных же
выражениях.
Для нас все это было
развлечением, и мы, стоя во круч и подмигивая друг другу, испытывали
наслаждение при виде того, как столкнулись лбами «силы высшего порядка».
Наконец капитан увел
старшего помощника на корму, и там они еще долго разговаривали, но в конце
концов помощник вернулся к исполнению своих обязанностей. Капитан нарушил
традицию, и к тому же безо всякой на то причины. Он прекрасно знал, что его
помощник превосходный моряк и не нуждается в чьих-либо советах. Но по букве
закона капитан был прав. На борту судна любое его действие считается
правильным, и не допускается ни малейшего возражения. Это известно каждому
помощнику н матросу из статей контракта, когда они подписывают его на рейсе.
Тем не менее на торговых судах утвердились и некоторые другие обычаи, входящие
в общепризнанную систему взаимоотношений между должностными лицами на борту и
пользующиеся авторитетом закона, хотя, конечно, вся полнота власти принадлежит
капитану. Помощники командуют до тех пор, пока на это есть воля капитана, а что
касается матросов, они обязаны выполнять любую работу. Тем не менее нарушение
этих обычаев приводит ки многим неприятным происшествиям на судах, которые
нередко затем разбираются юристами на берегу, и надо сказать, что мало кто из
них оказывается в силах вникнуть в суть дела, если только не знаком с природой
и механикой действия этих обычаев.
Еще одним развлечением
послужило происшедшее на полубаке сражение между старшим помощником и стюардом.
Они враждовали друг с другом в течение всего плаванья, а однажды, еще в
Калифорнии, старший помощник схватил было стюарда, но тот ловко присел и с
криком «Ах ты, Браун!» ударил его головой в живот и, приперев к стенке камбуза,
ударил еще и еще, так что наш старший помощник даже побелел в лице, а самые
тяжелые из его ответных ударов, казалось, не причиняли ни малейшего вреда
голове негра. Второй помощник и капитан еле растащили их. Мистер Браун стал
жаловаться капитану, присовокупив в конце своей речи: «Хуже того, он даже
назвал меня Брауном!» С тех пор выражение «Он назвал меня Брауном!» сделалось
на «Элерте» постоянной присказкой. Старший помощник удалился со словами: «Я
тебе обещал, и ты свое получил!»
|