Р.Г. Дана
Два года на палубе

Новое судно и новые люди

Вторник, 8 сентября. Первый день моей новой службы. Матросская жизнь — это везде матросская жизнь...

Краткий словарь морских терминов и выражений

— так называются концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и внешние концы выстрелов. Кроме того, ноком назы­вается внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.

Нок-бензелъ — бензель, которым принайтавливается парус к ноку рангоут­ного дерева.

Обрасопить (отбрасопить) — обрасопить паруса в бейдевинд — повернуть реи с помощью брасов таким образом, чтобы паруса стояли в бейде­винд. Обрасопить паруса по ветру — повернуть реи так, чтобы паруса занимали наивыгоднейшее положение относительно ветра.

Обстенить паруса — положить паруса на стеньгу, т. е. поставить их так, чтобы ветер дул в их переднюю сторону и тем самым прижимая их к стеньгам. При таком положении парусов парусное судно будет иметь задний ход.

Оклетневать снасть — положить на снасть клетень, т. е. обмотать ее тон­ким линем с помощью лопаточки или полумушкеля.

Остойчивость — способность судна выпрямляться, т. е. возвращаться в первоначальное положение, после его наклонения.

Перты — тросовые подвески под реями, на которых стоят люди при крепле­нии парусов.

Поворот оверштаг — поворот судна, идущего под парусами, против ветра.

Поворот через фордевинд — поворот парусного судна по ветру.

Подветренный борт — борт, противоположный тому, на который дует ве­тер.

Приводить, привестись — держать круче к ветру. Привести к ветру означает взять круче, подняться, иметь курс относительно ветра, ближе крутому бейдевинду.

Приспускаться, приспуститься — идя под парусами бейдевинд, увеличить угол между курсом и направлением ветра. Катиться под ветер означает держать полнее. Рангоут — круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, предназначенные для несения парусов. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприт, утлегарь и т. п.

Риф-бант — полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его ниж­ней шкаторине для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.

Рыскать — броситься к ветру.

Рыскливость — свойство парусного судна произвольно уклоняться в ту или другую сторону от курса.

Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжение мачты и идущее вверх от нее.

Суперкарго — лицо, отвечающее за груз.

Счисление — определение места судна без навигационных и астрономи­ческих наблюдений.

Табанить — грести в обратную сторону, чтобы дать шлюпке задний ход.

Такелаж — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и для управления им и парусами.

Такелаж бегучий — снасти, которые служат для уборки и постановки парусов, для подъема и спуска рангоута. Термином «бегучий такелаж» обозначают все подвижные снасти, при посредстве которых выполняют работы, связанные с тягой, выбиранием, травлением.

Такелаж стоячий

12[3]4